ПРИНЦИП РАБОТЫ АВТО КОНДИЦИОНЕРА

Современную легковую машину трудно представить без кондиционера, который существенно повышает комфорт в салоне, как для водителя, так и для его пассажиров.

Даже владельцы старых машин часто решают: «Куплю автокондиционер».

Немногие автолюбители знают, как именно работает система охлаждения, а ведь понимание принципа работы этого устройства важно для определения того, правильно ли работает кондиционер, необходимо ли ему обслуживание.

Принцип работы автокондиционера такой же, что и у обычного бытового холодильника или сплит-системы, хотя устройство автомобильного оборудования всё-таки немного отличается.

Современный кондиционер в автомобиле устроен из герметичной системы, заполненной фреоном или хладагентом и специальным рефрижераторным маслом, которое необходимо для смазки всей системы в целом и компрессора кондиционера в частности.

Масло растворено в жидком фреоне для того, чтобы противостоять воздействию низких температур.

СХЕМА РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО КОНДИЦИОНЕРА

В теории, система автокондиционера может быть заполнена практически любым газом.

Так, обычный пропан отлично справляется с рабочей задачей кондиционера, но он взрывоопасен.

Поэтому для холодильных систем и систем кондиционирования были разработаны безопасные в эксплуатации соединения, которые, кроме этого обладали набором необходимых качеств.

Кондиционер в авто одной марки практические ничем не отличается от системы в другой, если не брать во внимание небольшие отличия.

Можно сказать, что у разных автокондиционеров принципиальная схема одна.

Главным узлом кондиционера, его сердцем является компрессор. Управление кондиционером большинства автомобилей осуществляется в ручную.

На автомобилях среднего и выше среднего класса ручное управление дополнено режимом «АВТО», служащим для поддержания заданных температур.

На автомобилях бизнес класса, представительских автокарах устанавливается «система климат контроля».

Она представляет собой интеллектуальное устройство, способное самостоятельно выбирать нужный алгоритм работы.

При включение кондиционера происходит запуск компрессора.

Срабатывает электромагнитная муфта, прижимная пластина притягивается к шкиву.

Шкив приводится в движение приводным ремнем и имеет постоянное вращение.

Если компрессор выключен, шкив крутится вхолостую. Притяжная пластина сидит на валу компрессора и отвечает за работу поршневой группы.

При включении кондиционера компрессор сжимает газ в системе.

Давление поднимается, растет температура. Сжатый горячий газ поступает в радиатор кондиционера.

СХЕМА РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО КОНДИЦИОНЕРА

Принцип работы любого кондиционерного радиатора одинаков и похож на работу змеевика дистиллятора (или самогонного аппарата).

Здесь происходит конденсация сжатого газа в жидкость (отсюда и название радиатора — «конденсор») и сброс большей части тепла.

Охладиться газу помогает ещё один важный узел системы — вентилятор, который включается одновременно с компрессором или принудительно датчиком высокого давления.

В движении автомобиля конденсор дополнительно охлаждается встречным потоком воздуха.

Далее жидкий газ прогоняется через внутренний фильтр кондиционера — ресивер, где жидкость фильтруется и выравнивается давление.

Стабилизированная жидкость поступает в салонный испаритель, где за счет диффузорной трубки или терморегулируемого вентиля ТРВ распыляется и отдает холод.

Терморегулируемый вентиль — это устройство специальной конструкции, основной задачей которого является регулирование разницы температур кипения хладагента и пара, который поступает из испарителя. Вентиль монтируется на трубопроводе, функция которого заключается в транспортировке жидкого фреона в испаритель. Когда жидкий фреон полностью заполняет собой испаритель, из испарителя на выходе выходит насыщенный пар с температурой, близкой к температуре кипения.

В этом случае регулирующий орган вентиля закрывается. В обратном случае орган вентиля открывается на определённое значение.

ТЕРМОСТАТИЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВЕНТИЛЬ

После прохождения терморегулируемого вентиля и попадания в испаритель, фреон превращается в газ и, в соответствии с законами термодинамики, сильно охлаждается.

Испаритель, который по конструкции полностью идентичен радиатору и отличается от него только существенно меньшим размером, охлаждается фреоном, после чего холод с испарителя передаётся в салон автомобиля вентилятором.

После прохождения через испаритель фреон возвращается обратно в компрессор, где начинается следующий цикл работы кондиционера.